Виктор Харланов: «95% наших выпускников поступают в спортшколы, пройдя отбор. Мы этим гордимся, это наша работа» — Диорама Футбола

Виктор Харланов: «95% наших выпускников поступают в спортшколы, пройдя отбор. Мы этим гордимся, это наша работа»

«Азбука спорта» – масштабный проект, о котором невозможно рассказать с помощью одного интервью. Поэтому сегодня мы связались с президентом компании Виктором Харлановым и ещё глубже погрузились в её деятельность.

— Как так вышло, что вы связали свою жизнь с футболом? Сами играли в него или вас привёл какой-то случай?

— Уже с шести лет моя мама отдала меня в плавание, а с восьми до девяти лет я занимался хоккеем, баскетболом, волейболом, но, попробовав футбол, влюбился в него. Начал заниматься в спортивной школе Кировец. Целый год играл защитником и, если честно, у меня плохо получалось. Партнёры называли «железякой», потому что по мячу не попадал, а попадал всё время по ногам. Мой первый тренер А.В. Коушнян  решил поставить меня играть в ворота, и тут всё и понеслось!

Я привлекался в сборную Санкт-Петербурга, после начал играть на КФК за «Автомобилист», потом перешёл играть в «Динамо СПб». В 93-94 году завершил свою карьеру футболиста, а в 97 начал карьеру детского тренера.

— Как вы познакомились с Евгением Ковалёвым? В своём интервью нашему сайту он сказал, что кашу с детскими футбольными школами и турнирами заварили именно вы. Расскажите поподробнее.

— Наше знакомство произошло на футбольных полях. Евгений Ковалёв – один из моих воспитанников. В своё время команда Московская Застава, которую я тренировал, выиграла чемпионат Санкт-Петербурга (юбилейный 100-й чемпионат), и он был в числе чемпионов! А когда Евгений завершил свою игровую карьеру, я и подтолкнул его к созданию собственной школы. В чём, в принципе, он и преуспел самостоятельно, создав школу «Голден». Чуть позже, когда была готова методическая программа обучения детей от трёх лет, и родилась компания «Азбука спорта»! С тех пор мы идём нога в ногу и постоянно совершенствуем методическое пособие и работу своей компании, развивая детский спорт в игровых видах спорта.

Что же касается турниров, это отдельная история. Есть глубокое убеждение, что юным спортсменам, особенно в самом начале своего пути в спорте, «заточка» на спортивный результат противопоказана, хотя присутствовать он обязан! Вот и решили мы совместить спортивные мероприятия со всевозможными радостями для детей. Создать фестиваль, где, помимо спортивной составляющей, были бы развлекательные и культурные программы. Одним словом, это праздник с морем подарков для детей и родителей, с океаном позитивных эмоций и большим желанием вернуться к нам ещё. Наши фестивали несут любовь к выбранному виду спорта! Ведь только влюблённый и трудолюбивый человек достигнет своей цели. Мы любим своё дело и передаём эту любовь детям. Не забываем мы и про тренеров. Привлекаем к турнирам партнёров, которые думают о развитие детского спорта. К примеру, с JUNIOR FOOTBALLER CUP 2017 тренер-участник данного фестиваля уехал домой на новом автомобиле! Наша задача – развивать детско-юношеский спорт и дарить незабываемые впечатления! Для этого и работаем.

— В чём вы видите свою задачу? Подготовить профессиональных спортсменов или физически развить детей? Есть ли серьёзные различия в этих подходах?

— Есть хорошее выражение: физкультура – это цель, а спорт – средство её достижения! «Азбука спорта» – начальное спортивное оздоровительное обучение! Ответ не только в названии нашей компании, но и в тексте расшифровки. Азбука – это самое знакомое слово для малышей после слова «мама». Именно с азбукой они начинают учить свои первые буквы и слова. У нас к азбуке добавлено слово «спорт», а это означает, что именно в нашей компании малыши начинают знакомиться со спортом, делать свои первые шаги в нём, как в своё время учили первые буквы и слова! И всё это в игровой и простой форме тренировочного процесса.

Задача: познакомить юных мальчиков и девочек с футболом, волейболом и другими видами спорта, обучить их. Цель: подготовить их к поступлению в спортивные детско-юношеские школы, где результат уже идёт вровень с обучением. Хотя, по моему мнению, до 10-12 лет результат должен находиться не на первых ролях. Они могут и должны соревноваться, это неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, но результат не должен перевешивать процесс обучения. У нас же многие тренера затачивают детей на результат, это неправильно.

В таком возрасте ребёнок, а мы говорим о детях от трёх лет, рад любому действию, которое ему нравится. Этим пользуются аниматоры, ведь их задача – развлечь ребёнка любыми способными: подвижной игрой, медальками, красивыми картинками, разговорами и т.д. И в этом нет ничего плохого, но мы говорим об обучении, физическом развитии и, конечно, о воспитательном процессе.

Мы, родители, отдаём своих детей в садик, и они работают с нашими детьми по государственной программе. Отдаём детей в школу, институт – везде есть программа подготовки, методика подготовки. И вот тут самое большое отличие нашей компании от других частных школ и аниматоров. Собственная научно обоснованная и опубликованная методика, тщательный отбор тренерского состава, чёткая управленческая организация.

Но вернёмся к детям. Ребёнок в таком возрасте познаёт окружающий мир и вместе с этим обучается. Ключевое слово тут «познаёт». Наша программа даёт ребёнку возможность гармонично и правильно психофизически развиваться, познавать и обучаться первым элементам, например, футбола. Не секрет, что в спортшколах идёт отбор детей, а наша компания ведёт набор детей! Мы как раз помогаем детям подготовиться к поступлению в спортшколы. И они поступают. 95% наших выпускников поступают в спортшколы, пройдя отбор. Мы этим гордимся, это наша работа.

— Чем, по-вашему, детский футбол принципиально отличается от юношеского и взрослого? Почему в детском футболе может встретиться разгромный счёт 20:0, а игрокам взрослых команд порой и один гол забить трудно?

— Почему такие счета встречаются в детях? Остановлюсь на одном примере. Все дети по-разному развиваются и физически подготовлены, да и занимаются спортом кто месяц, кто год, кто неделю. Поэтому, если у ребёнка моторика в его возрасте развита лучше, чем у другого, он и будет выделяться на его фоне. Отсюда он быстрее бежит, лучше управляется с мячом и т.д. В детском возрасте на счёт обращать внимания не надо!

А первая часть вопроса, чем отличается детский от юношеского и взрослого футбола – ответ уже в самом вопросе! Дети, юноши, взрослые – это же разные этапы жизни, разное восприятие мира, разный подход к подготовке спортсменов, разные цели и задачи. Данные этапы отличаются всем, но объединяет их любовь к физической культуре и спорту.

Что мне нравиться в детском футболе – это искренние эмоции, огромнейшее желание и детская непредсказуемость. Поэтому мы и организовываем фестивали и турниры именно для детей!

— Как у вас возникают идеи новых турниров? Ждёт ли нас в ближайшем будущем что-нибудь новенькое?

— Каждый раз, когда проводишь турнир, как организатор ты замечаешь не только его достоинства, но и недостатки. Это как картину рисуешь и понимаешь: вот тут круто нарисовано, а тут не хватает чего-то. Но и потом бурная фантазия, ведь хочется подарить детям незабываемые эмоции и море подарков. Идей всегда много, но идею надо воплотить. Вот тут многие спотыкаются и говорят себе, что это невозможно. У нас же в компании говорят: возникла хорошая идея – ставь задачу и решай её! Нет задач, которые нельзя решить. И, безусловно, в каждом из нас живет ребёнок.

Что ждёт в новом учебном году, опубликовано на сайте «Азбуки спорта». Мы готовим множество интересных турниров и мероприятий. Из новых я отмечу несколько – это футбольный биатлон и турнир в Петергофе с участием европейских команд, новогодний квест и фестиваль игровых видов спорта.

— Вы принимаете в свою школу детей от трёх лет. Работать с такими малышами труднее, чем с детьми постарше, или наоборот?

— С детьми трёх лет, конечно, труднее. Нужно больше терпения и больше ответственности, ведь малыши ещё ничего не знают, и твоя задача – терпеливо показывать и обучать, уметь правильно рассказать, что ты хочешь, чтобы он сделал, давать ему возможность отдохнуть, если он устал, и при этом поддерживать общую дисциплину, уметь всегда пошутить и найти правильные слова поддержки, если ребёнок расстроился во время тренировки, а в таком возрасте перепады настроения у детей не редкость. Тренер-воспитатель! Уроки построены таким образом, что все психофизические особенности детей в три года учтены, и все занятия проходят в очень интересной игровой форме!

Хотя расскажу один случай. Непредсказуемый, но имел место быть. Во время занятия один ребёнок постеснялся сказать тренеру, что хочет в туалет и всё сделал в «себя». Наш педагог не просто его переодел, но и сделал это так комфортно, что ребёнок через пару минут как ни в чём не бывало уже работал в группе. И даже мама, которая смотрела данное занятие с балкона, ничего не заметила. Только потом ей ребёнок рассказал, и она просто расцеловала педагога и нам спасибо сказала. А если предположить, что тренер отреагировал бы по-другому? Он мог нанести и психологическую травму ребёнку. Мы уделяем большое внимание психологической подготовке наших специалистов по работе с детьми от трёх лет. Конечно, случаи разные бывают, но мы с огромной ответственностью относимся к безопасности самого процесса обучения (дети у нас все застрахованы) и к процессу воспитания, ведь они как чистый лист бумаги. Что нарисуешь им, то они увидят, запомнят и повторять будут.

— У вас работает постоянный медицинский персонал или вы приглашаете специалистов по необходимости?

— Медицинского персонала у нас нет, а вот тренерский состав постоянно проходит обучение по оказанию первой медицинской помощи. Также проводятся внутренние семинары, куда мы приглашаем специалистов в разных сферах деятельности для расширения кругозора тренерского персонала.

— Ваши воспитанники выводят игроков «Динамо СПБ» на их домашние матчи. Как к этому относятся дети? Какие эмоции они испытывают? Имеют ли они возможность пообщаться с профессиональными футболистами?

— Дети не просто выводят футболистов, они потом смотрят саму игру и отчаянно болеют за «Динамо». Какие эмоции дети испытывают? А Вы вспомните, о чём Вы мечтали в детстве, и когда мечта сбывалась, что Вы испытывали? Все юные футболисты мечтают стать профессионалами и выходить в качестве игроков «Динамо», «Зенита», сборной России. А тут они получаются возможность прикоснуться к профессиональному спорту, стать частью данного события, выйти на поле вместе с игроками под футбольный гимн, иметь возможность дать «пять» профессиональному игроку в подтрибунном помещении, пообщаться с ним даже всего лишь парочкой слов. Мечта любого, кто занимается футболом!

— «Азбука спорта» начала сотрудничество со СДЮСШОР Зенит. Расскажите об этом проекте.

— Выбор здесь был сделан с самого начала возникновения компании. Лучшая футбольная школа в городе, профессиональный подход к своему делу! На протяжении всего обучения наших юных спортсменов в «Азбуке спорта» тренерский состав «Зенита» постоянно следит за ними, и самые одарённые и подготовленные дети попадают в данную школу на дальнейшее обучение! Сейчас мы расширили совместную работу и открыли спецклассы – это специальные группы подготовки для детей, которые по каким-то причинам (они бывают разные, основная – ребёнок физиологически ещё не готов) не прошёл отбор на данный момент. В этих группах по совместной программе, адаптированной под систему подготовки СДЮСШОР Зенит, ребятишки и проходят дополнительное спортивное обучение. Спецклассы дают возможность быть не только под пристальным взором тренерского персонала, но и участвовать в совместных тренировочных процессах, сборах. У них есть возможность в любой момент перейти в основную группу «Зенита» и наоборот. Уверен, такой совместный проект, как спецклассы, реализует мечты многих ребят играть именно в СДЮСШОР Зенит. А сама система начальной спортивной оздоровительной подготовки детей от трёх лет от компании «Азбука спорта» даст мощный фундамент к развитию детского спорта!

— Насколько близко вы контактируете с родителями своих подопечных? Как относитесь к родительской поддержке? Зачастую взрослые, нервничая, начинают указывать своим детям вместо тренера. Стараетесь ли вы как-то исправить эту ситуацию?

— У нас открытая компания, и весь тренировочный процесс открытый. Мы не закрываем процесс обучения, как делают это другие. А вот вмешиваться в процесс обучения категорически запрещено!  Ведь когда мы идём к стоматологу, мы же не указываем ему, как нам зубы лечить. В то же время всегда тщательно объясняем свою позицию и разъясняем свой подход, если возникают вопросы.

Один из примеров: одно из упражнений для самых маленьких детей, которые впервые пришли на занятие, это ведение мяча руками. Родители сначала очень возмущались: «Как так? Мы в футбол играть пришли, а наши дети руками мяч катают вместо ног». Поговорили, объяснили, показали, и со временем даже те, кто не согласен был, увидели значительный прогресс в ведении мяча ногами. А в таких вопросах нужно доверять профессионалам. И в соревновательном процессе позиция такая же – родитель болей, переживай, поддерживай, но вмешиваться не имеешь права! Хотя и в мои годы, когда играл, а потом тренировал, всегда были отдельные личности, которые вмешивались в процесс. А как говорил Саша Кержаков: «Бил, бью и буду бить». Перефразируя фразу, про таких родителей можно сказать так: «Были, есть и будут». Они пытаются давать советы, не разбираясь в самом процессе, но даже к ним надо относиться с любовью и уважением.

Автор: Анна Коробкова

Прислать новость

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Заголовок новости:

Текст новости:

Источник:


×